г. Харьков, проспект 50 лет СССР, 151 В
+38-057-715-41-27 позвоните для подробной информации

Лаос c юга на север своим ходом. Путевые заметки

Маршрут: Тайланд: Бангкок - Ubon Ratchathani - Chong Mek - Лаос: Pakse (плато Bolaven) - Si Phang Don (остров Don Khon) - Pakse - Vientiane - Luang Prabang - Тайланд: Бангкок.

До Luang Prabang группа состояла из 6 человек, после она разделилась на 3 группы.

Курсы на момент поездки: 1$=40 Бат=10.800 Кип (10.000 Кип при расчетах с населением)

1 день

Стыковка в Ашхабаде прошла очень быстро, в аэропорту мы провели всего около 2-х часов. Самолет Туркменских авиалиний приземлился в Бангкоке около 2:30 ночи. После прохождения всех формальностей получаем багаж и начинаем смотреть наши шансы уехать на поезде до Ubon Ratchathani. Поскольку суббота - особый день в Тайланде, много народу куда-либо уезжает, и купить билет на любой вид транспорта, уходящий через пару часов - это большая удача. Отправляем гонца на станцию, которая находится рядом с аэропортом (через дорогу по пешеходному мосту). Гонец возвращается с печальным известием - на поезд мест нет. Зато на воскресенье - полно. Но нам надо сегодня. А времени - 4 часа утра. Берем тележки и переходим в местный терминал с надеждой купить билеты на первый самолет, который улетает в 6:30 утра. В терминале пусто, все закрыто, кассы Thai Airways (до Ubon Ratchathani больше никто не летает) откроются только в 5 утра. Сидим, ждем. Наступает 5 утра, открывается касса, мы - первые (надо отметить, что там стоит специальная машина, которая выдает номер очереди на билете, который потом высвечивается с указанием, в какое окно подойти, т. е. живой очереди нет, хоть народу и много).
- "Есть билеты до Ubon Ratchathani на 6:30?"
- "Нет. Есть на 12:30"
Чтож, где-то в глубине души мы так и предполагали, но надеялись на лучшее.
- "Ладно, давайте на 12:30" Стоимость - 57$.
Билеты куплены, интересуемся, а можно-ли таки сейчас улететь? А нам и говорят - "А Вы идите к стойке регистрации, скажите, что Вы хотите и, если вдруг останутся места после 6:00, то улетите". Стоим, ждем. В 6:15 нас регистрируют, места все-таки остались, в багаж уже ничего сдать не успеваем, но рюкзаки у всех небольшие и мы их все берем с собой - никаких проблем. Самолет оказался хоть и огромный, но весь забит под завязку. Суббота, все-таки. Сидения в самолете очень удобные, не грех и вздремнуть. Лету - всего 40 минут, но на посадку он заходил раза 4 из-за низкой облачности, я дремал в это время и точно не считал.

Наконец сели. Народ отловил микроавтобус, и мы поехали в город. Заселились в отель Ubon Hotel за 10$ за дабл с вентилятором. Как потом выяснилось, кондиционер бы не помешал, но не из-за того, что было жарко, а потому, что вентилятор оказался шумный, под него не поспишь особо, пришлось открыть окна, а они выходят на улицу, по которой активно ездят. Но все это выяснилось потом. Вообщем, спать спокойно не получилось. Зато расположен он в центре, недалеко от Меконга и рынка. Есть душ, комнаты обшарпанные, но на одну ночь сойдет. Искать дальше не хотелось никому - уже почти сутки в пути, хотелось отдыха.

После некоторого отдыха все разбрелись по городу. Смотреть там особо нечего, город не туристический. Есть рынок, несколько местных храмов и музей. На окраине расположен торговый центр сети Tesco Lotus, туда можно доехать на маршрутке бат за 8, точно цену уже не помню. Про маршруты можно узнать в киосках туристичской информации, там даже карты какие-то есть бесплатные, как и везде в Тайланде.

2 день

В 8 утра садимся в проезжающий мимо автобус и едем на автовокзал. По дороге оказывается, что именно этот автобус через пол часа поедет в Phibun, а туда-то нам и надо!

Спокойно занимаем места, едем. Стоимость ~30 бат. По пути подсаживаются местные, сделали длинную остановку на каком-то рынке на выезде из Ubon Ratchathani. Хороший рынок, большой, интересный. Чего там только нет! Пока ходили (а остановка была минут 20), набежало народу. Хорошо, нам ребята, которые остались сидеть в автобусе, места заняли.

Доехали до Phibun, там нам водила автобуса ткнул пальцем в тук-тук повышенной комфортности (такой открытый грузовичок с крышей и мягкими скамейками внутри по бортам человек на 12) и сказал "Chong Mek". Chong Mek - это деревня на границе с Лаосом, где мы собирались переходить границу. За проезд 25 бат, по пути проезжаем несколько постов, где у местных проверяют паспорта, нас не трогают. Чувствуется, что граница рядом. В Chong Mek выгружаемся, осматриваемся и решаем, что то строение, которое виднеется метрах в 500-стах от места высадки - и есть граница. Так оно и оказалось. Только это было недействующее строящееся здание перехода, а сам переход оказался немного за ним. Причем, если с Тайской стороны там есть хоть какие-то ограждения, где тебя направляют в будку, где ставят печати и забирают иммиграционную карточку (заполненную в самолете при посадке в Бангкоке или в самом аэропорту), то с Лаосской стороны это просто дорога, вдоль которой идет активная торговля и где-то в стороне от нее достаточно большой дом, где делают визы, обменка и пр. Причем, как я подозреваю, можно было себе спокойно идти, никому ты не нужен. Проблемы, наверное, возникнут потом, если выходить из Лаоса на переходе, где проверяют (в аэропорту, например). Но мы не стали этого выяснять, визы у нас уже были. Правда, пришлось отдать сверх положенной 1000 кип за бланк еще по 10.000 кип за то, что мы, такие нехорошие, переходим границу в выходной и напрягаем бедных Лаосских пограничников, не даем им отдыхать в выходные. В итоге мы в Лаосе. Выходим по дороге за область торговли - перед нами пустая дорога и поле. Приглядевшись, замечаем в сторонке какие-то навесы и скопление каких-то развалюх на колесах. Так и есть - это местная автостанция. Можно уплотниться на тук-туке с местным населением и доехать за дешево, но мы решили взять такси. Такси оказалось жигулем (то-ли пятерка, то-ли семерка, но очень потрепанного вида как снаружи, так и внутри), была и Волга. В итоге договорились по 350 бат с машины, взяли их две и поехали караваном в Pakse. Езды где-то минут 45, места живописные. По пути съели пару Pomelo (такой плод типа грейпфрута, но побольше, более плотный и не кислый), прихваченное по случаю на станции за 25 бат.

В Pakse поселились в Sala Champa guest house за 10$ за дабл с кондеем и вентилятором, душем, горячей водой (везде в Лаосе, где мы жили, горячая вода получается через нагреватель, который висит рядом с душем). Номера хорошие, есть маленький садик, в небольшом холле можно собираться. Вобщем, тихо, уютно и недорого.

В Лаосе с деньгами ситуация такая - берут и доллары, и кипы, и баты, но официальный курс 10.800 кип за доллар, а, для простоты, берут как 10.000 кип за доллар. Баты пересчитывают тоже как-то по-простому. Вообщем, выгоднее всего поменять в банке доллары или баты на кипы по курсу, а потом ими расплачиваться. В ресторанах и отелях тоже меняют, но по курсу меньше официального. Но это единственный способ обменять деньги вечером или в выходной.

В Pakse смотреть особо нечего. Есть пара местных храмов, мост через Меконг. Пожалуй, все. В центре рынок слаборазвитый, маленький. Фруктов мало, в основном папайя, арбузы, помело и какие-то перележавшие бананы. Ни ананасов, ни манго нормальных, ни дурианов небыло. Как-то подвезли свежих custard apple. Напротив этого рынка продают билеты на V. I.P. автобус до Вьентьяна, сами автобусы отправляются отсюда же в 20:30 и утром. Большой рынок находится на въезде в город, но как-то не добирались мы до него. Вообще чувствуется, что Pakse - развивающийся туристический перевалочный пункт. Здесь останавливаются все, кто направляется либо из Вьентьяна на юг, либо с юга на север. Много ресторанов, отелей, гест хаусов. Из Pakse также организуются экскурсии на плато Bolaven. На плато много красивых водопадов, есть интересные деревни, где жизнь не сильно отличается от той, которой лаоссцы жили давно, есть плантации кофе и чая. Кофе и чай можно купить либо тут-же, на плантации, либо в Pakse - тут им торгуют везде. Народу на улицах очень мало, транспорта практически нет, только редкие мотоциклисты проезжают. Спокойно. Все строения еще колониальной эпохи, новых практически нет. Жизнь размеренна и нетороплива. По вечерам вся наша компания собиралась в маленьком ресторанчике недалеко от гест хауса, пили фрут шейки, кофе, который тут делают очень крепким и со сгущенкой, подкреплялись жареной лапшой, делились впечатлениями за день.

3 день

Накануне днем договорились с хозяином гест хауса, что он нас провезет по плато Bolaven за 90$. Утром собрались и поехали. Очень красивые места, вокруг горы, густой лес. Первая остановка была на плантации чая. Чай здесь получается какой-то не черный и не зеленый. Нечто среднее. По вкусу и цвету вроде зеленый, но не совсем. И заваривать можно только пару раз. Может потому, что его сушат на больших противнях, под которыми горит небольшой огонь, периодически вороша деревянной лопаткой. Тут же дают попробовать. В итоге купили мы этого чаю пакет - дешевый и вкусный. Кофе тут тоже продавали, но в упаковке, как и в городе.

Следующая остановка была на водопаде Tad Fane. Очень красивый и высокий водопад - с противоположной стороны ущелья, с достаточно большой высоты метров в 30-50, падают два узких поток. Эта сторона ущелья выше противоположной, поэтому хорошо видно лесные просторы на противоположной стороне, так же на ней есть площадка и расположен ресторанчик и отель в виде бунгало. Вообщем, вид отличный. Неподалеку торгуют кофе с плантации - тут-то мы его и купили. Получается дешевле, чем в городе.

Далее по плану был местная деревня. По пути в нее заезжаем на какой-то местный рынок, подкрепляемся жареными бананами и картошкой. Потом микроавтобус сворачивает с асфальтовой дороги на грунтовку, очень живописные окрестности. По бокам в изобилии растет какое-то растение, цветущее желтыми цветами. Получается желтый коридор в окружающей зелени. Ехали довольно долго. Приехали. Деревня представляет собой много сколоченных из досок домов, стоящих вдоль дороги и окружающих центральную площадь. На ней сушится рис и чили. Шляющихся тут же поросят и кур периодически гоняют, чтобы не особо рассчитывали полакомиться. Но некоторым удается прихватить таки немного.

Народ занят обмолотом риса посредством ступы и колотушки. Все поголовно курят либо самокрутки, либо огромные трубки. Что уж там у них насыпано, не знаю. Шофер не говорил по-английски, но удалось понять, что это они так от комаров спасаются, вроде бы. Комаров правда не видел, но кто их знает, может, ночью налетают или во влажный сезон. Однако уже середина дня, хочется есть. Выруливаем из деревни, на пол пути микроавтобус садится задними рессорами на какой-то камень. Дорога-то грунтовая, колея, вся в ямах, полно валунов каких-то валяется. Но ничего, в итоге вылезли оттуда без потерь. Приехали к водопаду Tad Lo. Так себе водопад, низкий, но широкий. Рядом Tad Lo resort - достаточно популярное место. Можно пожить денек-другой в бунгало, походить по окрестным горам, полюбоваться на водопад. Места хорошие. Здесь и пообедали, заодно дождик переждали несильный.

Пока то да се, уже и вечер скоро, но еще на один водопад до темноты мы таки успели попасть. Phone Phasuoam называется. Правда, это не только водопад, а некий музей под открытым небом оказался. За вход взяли 20.000 Кип. Внутри интересный, хоть и не высокий, водопад, дорожки проложены, мостки, деревня, где собраны представители мелких племен, которые тут и живут. Вокруг лес, где попадаются старые высокие и толстые священные деревья, прохладно. Вернулись в Pakse сразу после заката и тут же договорились со стоящим у ворот тук-туком о поездке завтра дальше на юг за 40$ в место, называемое Si Phang Don или 4 тысячи островов на остров Дон Кон.

4 день

Утро, тук-тук уже у ворот. Ждет. Позавтракали, погрузились и поехали. Езды 3 часа, хоть изначально он уверял, что за два часа доедем. Ну и ладно, мы не спешим. Пока ехали, наблюдали, как дети в школах на утренних линейках стоят, флаг поднимают. Совет - если собираетесь передвигаться по Лаосу в открытом транспорте, то лучше иметь или купить специально для этого футболку, которую потом можно выбросить. Местная красная пыль практически не отстирывается.

Приехали на берег Меконга, там лодки стоят, тут же подбегает мужик:
- "Вам куда?"
- "Да нам-бы на Дон Кон" (умышленно пишу по-русски, далее будет понятно, почему)
- "ОК По доллару с человека"
Идет. Грузимся, пока переплываем, видим, что что-то не так. Начинаем расспрашивать лодочника, он нам показывает затертую карту и оказывается, что тот остров, куда мы плывем, называется не Don Khon а Don Khong. По-английски это звучит совершенно одинаково, но совсем не одно и тоже. Don Khong - большой остров, живет много народу, много гест хаусов, туристическая инфраструктура развита. Вот водила нас сюда и привез, особо не разбираясь, а лодочник перевозит. Пока выясняли, уже приплыли. Но нам-то сюда не надо! А до Don Khon и Don Det отсюда плыть полтора часа. И вот тут начинается самое интересное. Мы говорим лодочнику "Плыви на Don Khon " а он вдруг начинает нас отговаривать, пугает, что там вообще все плохо, жить негде, кругом комары малярийные толпами летают, электричества нет и т. п. Вообщем, всячески навязывает нам остаться здесь, а вот туда он нас с удовольствием отвезет на экскурсию! Вот теперь все стало понятно. При этом он всем свои видом дает понять, что нам нужно срочно из его лодки выметаться. А мы-то смекаем, что к чему, сидим и продолжаем гнуть свое. Нам, мол, на Don Khon надо. В итоге мужик, сбегав на берег и посовещавшись с какой-то компанией на берегу, возвращается и называет цену - 25$ с лодки, но деньги вперед. Пытались сказать, что после переправы, а он ни в какую. В чем проблема, мы так и не поняли. Получив деньги, мужик кому-то машет рукой и подплывает другая лодка, сильно похуже той, где мы уже сидим. Ага, перепродал, значит. Уж очень он почему-то не хочет туда плыть а хочет здесь туристов за доллар перевозить - наверное навар больше. Ну, тут мы разозлились. Мало того, что темнит, так еще и лодку на плохую поменял! Ладно, говорим, давай деньги назад и плывем на берег, поскольку нужно проехать чуть дальше до другой деревни по дороге и там спокойно за 2$ переправится на нужный нам Don Khon. Он, хоть и недовольный, оставляет эту лодку, но сам не плывет, а кого-то другого сажает. Ну и ладно. Наконец поплыли. Доплыли за 1:30 без проблем. Вообще, это был единственный раз в Лаосе, когда пытались откровенно запугать и надуть ради своей выгоды, да еще и недоволен был, когда не получилось.

На Don Khon двое поселились в отеле Sala Don Khon за 14$ за дабл с завтраком в приличном бунгало с душем, санузлом и вентилятором (единственный отель на Don Khon и Don Det, остальные - гест хаусы) а четверо - в Mr. Boun guest house за 5$ без завтрака (тоже бунгало с душем, санузлом и вентилятором, но сильно похуже). Мест, где жить, на Don Khon совсем немного. Это уже упомянутые Mr. Boun guest house за 5$ (6 бунгало) и 2$ (4 маленьких бунгало, здесь уже нет ни душа, ни санузла, все на улице), отель Sala Don Khon (14$ - 6 приличных бунгало и колониальный дом с номерами) и еще какой-то, названия не помню, но самый лучший - очень просторные бунгало прямо на реке, штук 6 тоже, но по 28$. Отель Sala Don Khon так вообще оказался забронирован на 6 месяцев вперед, нам просто повезло, что как-раз в эти пару дней было окно в броне. На Don Det, который соединен с Don Khon мостом, построенным еще французами, гест хаусов полно. Уровень их комфортности с первого взгляда не очень, но их там много, наверное, можно подобрать по вкусу. Но смотреть там нечего, все интересное находится на Don Khon. Но, с точки зрения, уединения и хорошего вида на закат, Don Det предпочтительнее, чем Don Khon. К тому же все гест хаусы на Don Khon расположены в деревне, что само по себе не плохо, но вот петухи имеют гнусную привычку орать по утрам, а их там много бродит: На Don Det же все гест хаусы расположены вне деревни на берегу и там спокойнее. Электричество на обеих островах от дизеля и включают его с 18:00 до 22:00. Поэтому наличие или отстутствие вентилятора неважно - все-равно не работает. Так-что, если Вы бунгало не забронировали заранее, нужно быть готовым к тому, что мест не будет и прийдется побегать по островам в поисках свободных бунгало. Но сейчас там вовсю идет строительство новых бунгало, так-что скоро будет меньше проблем с проживанием.

Вообщем, поселились, осмотрелись и вечером поплыли смотреть на закат на этот самый Don Det за 2$ туда и обратно. Считается, что его нужно смотреть именно там. К закату не успели (сами виноваты, на 15 минут опоздали к лодке), но зато посмотрели, что там к чему. Закат там, наверное, хороший, потому что перед берегом сразу расстилается водная гладь, островки живописные разбросаны тут и там. Красиво. Обратно вернулись уже в сумерках, но была полная луна, все видно отлично.

5 день

Утром все разбрелись по местности. Можно взять велосипед на прокат за доллар в сутки, можно мотоцикл за 10, а можно ногами. На Don Khon есть несколько местных достопримечательностей - это останки французского паровоза, небольшой водопадик и место, где, как утверждается, можно увидеть пресноводных дельфинов. Причем, чтобы выйти из деревни на дорогу, ведущую ко всем этим местам, нужно заплатить мужику в будке доллар и купить билет. Вообще, в Лаосе перед каждым храмом сидит монах или служитель, который продает билеты. Стоимость от 5.000 до 10.000 Кип. Без исключений. Но мы поступили по-другому. В деревне есть место, где от дороги куда-то вглубь острова отделяется тропа. Она сначала идет по рисовым полям, потом углубляется в джунгли и выходит в итоге ко всем нужным местам с другой стороны. По ней-то мы и пошли. Путь не близкий, идти часа 3, но намного более интересный, чем торная дорога, по которой постоянно снуют туда-сюда туристы и отдельные экскурсии. Кстати, в джунглях есть несколько переправ через овраги, где ни велосипед, ни мотоцикл не пройдет. Т. е. по этому маршруту можно пройти только ногами. Советую надевать носки, поскольку в траве сидят маленькие пиявки, которые так и норовят присосаться к вам. Приходится постоянно быть начеку и оперативно их смахивать, поскольку момент присасывания не чувствуется абсолютно.

Вобщем, находились мы там вдоволь, вышли к французскому пирсу, откуда можно зафрахтовать лодку и направится на поиски пресловутых пресноводных дельфинов. Удивили размеры пирса. Такое впечатление, что французы планировали здесь принимать океанские лайнеры. Это притом, что глубина в Меконге в этом месте такая, что везде кусты торчат, которые на дне растут. Может во влажный сезон оно и не так, и вода поднимается метров на 5, но все равно маловата глубина для такого пирса.

А после 16:00 все проверяльщики и продавцы билетов расходятся по домам и можно спокойно пройтись к водопаду и паровозу. Правда, ничего интересного из себя они не представляют, тропа в джунглях намного интереснее.

Места вокруг очень красивые. Спокойное течение реки, островки, заросшие лесом, пальмы кругом. Неспешная жизнь. Можно долго сидеть на веранде над рекой и смотреть, как течет вода.

Вечером договорились с хозяйкой, что на утро едем на водопад Khon Phapheng (очень большой и красивый водопад, чуть ли не самый большой в Азии) за 5$ с человека. Это нужно переправиться на лодке на берег и потом на тук-туке проехать минут 15.

6 день

Утром поехали на водопад Khon Phapheng, вход 10.000 кип. Ну что тут сказать, впечатляющее зрелище. Действительно очень большой и красивый водопад, хоть и не высокий. Вокруг много ресторанчиков, есть смотровая площадка, а можно побродить у самого водопада.

По возвращению двоим пришлось переселиться из Sala Don Khon в Mr. Boun guest house - кто-то приехал, у кого было забронировано, а из Mr. Boun как раз кто-то съехал, и было свободно. Вечером договорились с хозяйкой о тук-туке до Pakse за 45$

7 день

Позавтракали и в 10:30 утра отчалили в Pakse. Переправа до Ban Nakasang за 2$ с человека (та самая деревня, куда нам надо-бы было приехать изначально, чтобы не препираться с лодочником, и куда приходят рейсовые автобусы из Pakse), далее 3 часа езды по уже знакомой дороге и мы в Pakse. Селимся до вечера в тот же Sala Champa guest house, но договариваемся только до вечера за 5$ за номер. Отмыться, отдохнуть перед ночным переездом во Вьентьян. Покупаем билеты на V. I.P. автобус (двухэтажный экспресс, вода, немного еды и плед прилагаются) до Vientiane за 130.000 кип, который отправляется в 20:30 и идет 10 часов (до Vientiane от Pakse 800 километров) с остановкой где-то посередине пути. Автобусов два, билеты продают с головы автобуса до хвоста по мере заполнения автобуса. Если кто-то пытается продать вам билет и утверждает, что забронирует места - не верьте. Никакого бронирования нет, места распределяются по мере прихода пассажиров прямо в момент продажи билетов. Поэтому, чем раньше купишь билет непосредственно у продавца, тем ближе к голове будешь сидеть. Важно это потому, что кондиционеры, которые шумят, висят в хвосте автобуса. Так же рекомендую запастись берушами, подушкой и чем закрыть глаза, если хотите попытаться поспать. Вообщем, как в самолете при дальних перелетах. Кондиционер работает хорошо, поэтому пледы оказываются совсем не лишними.

8 день

Во Vientiane прибыли в 6 утра. Выгрузились, тут же стоят уже наготове тук-туки. Поехали в центр, отель Lao Paris hotel. 15$ за дабл с кондеем и вентилятором, душем, санузлом. Неплохие комнаты, но без окон. Или можно за 20$ - тоже самое, но с окнами и номер больше. Отель расположен в квартале от Меконга, рядом с рынком и храмом Wat Sisaket. Достаточно удобно. Вокруг было еще много всяких отелей, но этот нас устроил. Мы слегка отдохнули и пошли по окрестностям. Зашли в храм Wat Sisaket - старейший храм Вьентьяна, примечателен тем, что вокруг храма тянется крытая галерея, все стены которой усеяны нишами, в которых находятся разные статуэтки Будды. Сколько их там точно, низвестно, но что-то около 2-х тысяч в нишах и около 300 побольше, стоят рядом со стенами. Сам храм тоже интересный, с колоннами. Рядом находится президентский дворец, но он выглядит безжизненным. На входе вместо лаоссца в будке лежит фуражка. Рынок Talat Sao также недалеко. Рынок не продуктовый, скорее это большой торговый центр азиатского типа, где продается все - электроника, обувь, одежда, золото, сувениры и можно перекусить в многочисленных забегаловках на первом этаже. Через дорогу расположена городская автостанция и настоящий продуктовый рынок. Интересно походить по рядам. Также тут полно тканей и одежды. Сам Вьентьян не напоминает столицу. По сравнению с Москвой или Бангкоком. Тут нет небоскребов, дороги наполовину грунтовые, народу немного. Например, я совершенно спокойно стоял в середине дня на середине центрального проспекта, а вокруг не было никого. Конечно, впереди на светофоре стояла пара-тройка машин, по перпендикулярной улице двигалось с пяток мотоциклистов, но не более того. О столице напоминает только президентский дворец и многочисленные министерства и посольства.

Вечером пошли на набережную Меконга, посмотрели закат, поужинали большой рыбой. Да, рыбу на гриле здесь умеют готовить. Она получается очень нежная, сочная и вкусная и за это удовольствие мы заплатили всего 25.000 кип. Столики простые, стоят прямо на берегу в невысокой траве, поэтому вечером, когда все это хозяйство разворачивается (днем жарко и там никого нет), лучше воспользоваться репелентом - комары под столом из травы налетают.

Купили билеты на завтра на вечер на автобус до Луанг Прабанга в отеле за 15$ с человека, что несколько больше обычной цены на автовокзале, но, с учетом езды на тук-туке на вокзал и обратно - нормально. Вообще, в Луанг Прабанг ходит VIP автобус, но только один раз утром в 6:30. Также утром и вечером туда ходят рейсовые автобусы. Мы купили именно на рейсовый, а чтобы не ездить на автостанцию, купили в отеле с доставкой на тук-туке до места посадки (входит в стоимость). Правда, продавец сначала утверждал, что это VIP, но потом стал между делом говорить, что то да се, вообщем, стало понятно, что это не VIP а рейсовый, а деньги пойдут леваком в карманы организаторов. Ну и ладно. Автобус в итоге нормальный оказался.

9 день

Утром отловили тук-тука и договорились с ним о поездке в Xieng Khuan Buddha Park, что в 23 км от Vientiane недалеко от Моста Дружбы. Xieng Khuan Buddha Park, это парк статуй, построенный неким монахом-скульптором. Тут множество всевозможных интересных статуй как из Буддистской религии, так и из Индуистской. Есть также некое строение, похожее на шар, внутри полое. В него можно зайти, внутри в темноте множество статуй, представляющих собой видения подземного мира, которые являлись этому монаху. Можно по лестнице вылезти на вершину этого строения, но лестницы крутые и выход низкий. С вершины открывается вид на весь парк и гигантскую статую лежащего Будды. Вход 5.000 кип + 10.000 кип, если собираешься фотографировать. Но внутри, естественно, никто не проверяет.

Вернулись днем, погуляли по рынкам, а перед закатом поехали в главный храм Лаоса - That Luang. Храм достаточно большой, весь покрыт сусальным золотом. Вообще все храмы лучше всего смотрятся на закате, более глубокие и насыщенные цвета, а тени придают контраст и объем. Да и народу меньше, поскольку все организованные экскурсии проходят обычно утром и днем. Перед храмом огромная площадь, тут располагается большой рынок сувениров. Доехать до него нам стоило 15.000 кип.

Вечером приехал тук-тук, погрузились, доехали то какого-то секретного места на дороге (вокруг ничего нет, забор какой-то и заправка через дорогу) и стали ждать автобуса. Автобус приехал в назначенное время, опоздав минут на 10 и мы поехали в ночь. Расстояние 300 км, но дорога горная, поэтому ехали 9 часов. Было полнолуние, луна стояла высоко и освещала горные пейзажи. Горы тут низкие, но их вокруг много. Виды незабываемые. Особенно когда выезжаешь на очередной перевал и видишь долину в горах, наполненную до краев туманом, освещенную светом полной луны и звезды на небе, а потом в этот туман постепенно погружаешься, чтобы потом опять вынырнуть из него ниже или выше. Незабываемые впечатления. Я всю дорогу только в окно и смотрел, да и спать особо не получалось, поскольку автобус постоянно мотает на поворотах и нужно крепко держаться за подлокотники, чтобы не выпасть с сидения. Автобус делал несколько остановок, чтобы размяться, кому надо. Но ночью в горах уже прохладно. Осталась загадкой одна вещь, почему это во всех хижинах и строениях, которые попадались периодически вдоль дороги, горит свет и нет никакой активности. Все спят, но свет горит, причем везде.

10 день

В Luang Prabang прибыли в 5:30, еще было темно. Погрузились на тук-тука и поехали в центр. И вот тут выяснилось, что Luang Prabang так рано не просыпается. Все спят, на улицах пусто, все закрыто. Пока решали, что делать, встало солнце, вокруг потихоньку зашевелились, но неактивно как-то. Оставили рюкзаки в углу какого-то гест хауса и пошли по улицам выяснять, кто уже открылся. Тут нас ждало второе разочарование - оказывается, везде все либо занято, либо есть одна комната (а нам надо было 4), либо освободится только после 12 часов. Вывод такой - в Luang Prabang нужно либо бронировать понравившееся место заранее, либо приезжать на утреннем автобусе, который прибывает во второй половине дня, когда все открыто и все понятно с теми, кто съехал.

Сразу после восхода из местных храмов выходят монахи за пищей, которую тут же женщины толи продают, толи отдают (монах не имеет права брать пищу из рук женщины), не выясняли, не до того было. Немного после на набережной разворачивается большой утренний рынок всевозможных продуктов, который рассасывается часам к 11-и. В итоге, побегав, нашли прекрасную улочку Hoxieng с хорошими гест хаусами, где и поселились в двух разных гест хаусах напротив друг друга (нужного кол-ва комнат нигде сразу не оказалось). Мы жили в Hoxieng guest house за 12$ дабл с душем, санузлом, вентилятором. Есть и кондиционер, но за его использование нужно еще 2$ доплатить. Отличные комнаты, чисто, все работает. Во дворике стоят столики, можно тут же поесть недорого и вкусно.

Во второй половине дня, расселившись, поехали в пещеру-храм Pak Ou. Это километров 20 от Luang Prabang, стоимость - 5$ на человека, заказали тут же, у хозяйки гест хауса. Микроавтобус доезжает до берега Меконга, потом нужно переправиться на лодке в саму пещеру. Можно из Luang Prabang сразу приплыть на лодке, что немного дольше, но виды там с реки очень хорошие. В пещере собрано огромное количество статуй и статуэток Будды. Интересно, конечно, но не настолько, чтобы специально ехать сюда. А вот вид из этой пещеры на Меконг и окрестные горы, заросшие густыми джунглями, стоит того, чтобы туда съездить.

Вечером в Луанг Прабанге все торговцы, которые до этого сидели на рынке под навесами, переселяются на центральную улицу. Получается такой коридор из всевозможных сувениров, освещенный электрическими лампочками. Там же появляется много народу, готовящего и продающего какую-то еду, можно тут же и поужинать. Высыпают на улицу туристы и занимают места в ресторанчиках, которых тут полно. В особо популярные места из отелей на отшибе автобусами привозят немцев, поэтому нужно успеть до них или после них, иначе может не хватить столиков. Но всегда можно найти рядом место не хуже. Вообщем, вечерняя жизнь кипит.

11 день

Утром решили пройтись по храмам. В Луанг Прабанге их много. Маршрут был следующий: Wat Wisunalat, Wat Aham, Wat Tham Phu Si, Wat Thammo, Wat Pha Phutthabat, Wat Saen, Wat Xieng Thong, Wat Mai Suwannaphumaham. Опишу наиболее интересные, с моей точки зрения:

Wat Aham - здесь растет два очень старых и больших баньяна, рядом школа и домики, где живут монахи из храма.

Wat Tham Phu Si находится на половине подъема к храму Phu Si, который расположен на вершине горы. Отсюда открывается отличный вид, есть небольшая пещерка и, как утверждается, след Будды. Большая яма, по форме напоминающая отпечаток стопы, с отпечатками пальцев ног. До самого Phu Si на вершину мы не пошли, поскольку там все закрыто деревьями, вид плохой, а сам храм красив только издалека, когда он выделяется золотом на фоне неба или серых облаков.

Wat Xieng Thong - самый известный храм Луанг Прабанга. Внутри он весь покрыт росписями из сусального золота, снаружи - красивой мозаикой и резьбой. Рядом строение с ритуальной лодкой внутри, на фасаде красивая резьба, покрытая золотом.

Wat Mai Suwannaphumaham - издалека выглядит, как обычный храм, но вот когда подходишь ко входу, то оказывается, что вся стена перед ним покрыта резьбой по дереву и сусальным золотом. Тут можно долго разглядывать всевозможные религиозные сцены. Впечатляет, словом.

Остальные храмы все чем-то похожи и ничем особенным не выделяются.

Во второй половине дня поехали на водопад Kuang Si (по 5$ с человека), что в 30 км от Луанг Прабанга. Однозначно стоит посмотреть. Водопад высокий и большой, после падения он разливается и далее вниз по течению несколько водопадов поменьше, во многих местах можно купаться.

От входа до водопада вдоль реки идет тропа. Потом можно залезть на самый верх водопада, но внимание, подъем крутой и совсем не легкий. С вершины водопада открывается отличный вид на горы. Провели мы там несколько часов, назад возвращались уже в сумерках. По пути домой зашли в контору, купили билеты до Бангкока на послезавтра. Обошлось это в 157$ со всеми налогами за билет.

12 день

На другой стороне Меконга есть несколько старых храмов, которые не восстанавливались. Вот мы и решили туда сходить. Поторговавшись немного, наняли лодку за 3$ туда и обратно. Можно воспользоваться регулярной переправой, но цена будет 1$ туда и 1$ обратно, но для троих выгоднее 3$ за лодку.

Переправились, осмотрелись. Прямо по курсу был храм Wat Xieng Maen. Ничего особенного, храм как храм. Закрыто. Пошли дальше. Следующий Wat Chom Phet, расположен на горке, от дороги туда идет лестница, и берут 10.000 за вход на нее. Вот это уже интересно. Храм реально старый, все вокруг заросло, но внутри еще сохранилась местами отделка. А уж вид на Луанг Прабанг отсюда открывается самый лучший в округе. Далее дорога переходит в тропинку и идет через джунгли воль реки. Выходим к комплексу храмов, проходим его насквозь - нас с сожалением проводит глазами парень, который с приятелями заигрался там в какую-то игру и не заметил нас вовремя, чтобы взять стандартные 10.000 за вход. А мы там особо и не задерживались, пошли дальше и наткнулись на храм Wat Tham Xieng Mene. Тоже очень старый, но внутри хорошо сохранились фрески. Тропинка идет дальше, но мы решили углубится в джунгли, там наткнулись на деревеньку в три дома и пруд с лотосами перед ним. Один из жителей взялся куда-то нас отвести. Наверное к храмам, решили мы, и не ошиблись. Эти храмы, точнее, не храмы, а святилища, скорее, просто статуи, нигде не описаны и не обозначены. Представьте - вы продираетесь через какие-то колючки, и вдруг выходите к камню, рядом с которым позолоченная статуя Будды и написаны какие-то мудрые изречения. Или тоже самое, но в самом подлеске. Интересно, неожиданно. Тропинок туда нет, шли за проводником. Потом дали круг по холму и стали возвращаться, наткнулись на заросший ряской пруд, посреди которого стоит какой-то старый дом, мостки к нему когда-то вели, но вот теперь только столбы, внутрь не попасть. Похоже, тоже когда-то храм был. В итоге вернулись обратно в деревню через джунгли, отдали мужику честно заработанные два доллара и довольные потопали назад. Лодочник нас ждал, не обманул. Вообще в Лаосе и Тайланде, если уж договорились, о чем - то, то они свое слово держат, никогда проколов небыло.

13 день

Перелет в Бангкок дневным рейсом. Думаем, куда селиться. С отелях в Бангкоке интересная ситуация. Если приходишь сразу в отель, то цена будет значительно выше, чем заказать номер в аэропорту у стойки бронирования отелей. Так мы и поступили. Просто называли интересующий нас отель, они звонили туда и спрашивали, есть ли места. В отеле Reno, где предполагалось жить изначально, мест не оказалось. Но в том районе (район Siam Square) дешевых отелей мало. Нам порекомендовали Wall Street Inn рядом со станцией Sala Daeng метро и SkyTrain, там мы и поселились за 35$ за дабл с кондеем, ванной, санузлом и с завтраком. Отель оказался так себе, но хорошо расположен и недорогой. Единственное неудобство - в номере нет окон. Совсем. Живешь, как в бункере. Но зато реально тихо.

Вечером сходили на Night Bazar (ночной рынок), там и поужинали. Это такая уменьшенная копия Chatuchack Weekend market. Тот-же товар, только площадь поменьше. Работает вечером.

14 день

Весь день гуляли по Бангкоку. Сплавали в музей Королевской ритуально лодки (40 бат за переправу с пирса Tha Banglamphu туда и обратно, за вход в сам музей 30 бат, если есть фотоаппарта, то еще 100 бат, но мы просто купили там открытки за 50 бат). Потом пообедали на Soi Rambutri неподалеку, и пошли гулять по China Town. Там рынок интересный на улицах и храмы китайские, они сильно отличаются от тайских. Вернулись уже вечером на такси. Правда, ловили его долго. Пятница, вечер, дождь еще пошел. Все либо заняты уже, либо кто-то успевал перехватывать раньше по улице, либо ехать не хотели, куда нам надо. Видать, подыскивали выгодного клиента. В итоге минут через 40 такси таки было поймано.

15 день

День был посвещен Chatuchack Weekend market и шоппингу. На продуктовом рынке, на другой стороне дороги от Chatuchack Weekend market, удачно купили вареных очищенных королевских креветок за 380 бат за килограмм (9 штук) с соусами, которые тут же за столиком вдвоем с удовольствием и съели.

16 день Вылет в Москву.

Резюме такое - в Лаос стоит ехать. Если, конечно, вашей целью не является времяпровождение на пляже в пятизвездном отеле. Этого здесь нет. А есть очень красивая природа, Меконг, горы, спокойная жизнь, никто никуда не торопится. Для отдыха то, что надо. Мне понравилось. Осталась еще пара мест, из-за которых можно и завернуть в Лаос еще разок, на недельку.

PS: Про Бангкок я уже писал подробно, поэтому здесь все, что касается Бангкока, изложено очень кратко.

Еще интересное наблюдение - все таксисты в машинах с красно-голубой раскраской, пожилые и везущие вас в аэропорт или из него, пытаются вас обжулить. Молодые ведут себя нормально, сразу включают счетчик, смотрят на визитку отеля и нормально довозят, за чаевые благодарят. Выше перечисленная же категория счетчик сразу не включает, а пытается называть суммы, вдвое превышающие те, какие получаются по счетчику. При этом пытаются выкидывать трюки с якобы "неработающим" счетчиком, который на самом деле просто отключен. Против таких рецепт простой - прошу остановиться и выхожу из машины. После этого все вдруг волшебным образом начинает работать, счетчик включается и дальше едем нормально. При этом они все настойчиво хотят везти вас в аэропорт и из него по хайвею, иначе - платной дороге. За въезд 20 бат, за съезд - 40 бат для легковушек. Это имеет смысл только в том случае, если вы едете в аэропорт или из него в час пик (утром или вечером). В выходные, ночью и в середине дня это совершенно необязательно. Некоторые при этом могут попытаться слупить лишнюю двадцатку, пользуясь тем, что пассажир может не знать цен за проезд по хайвею (цены написаны перед пунктами оплаты, но по-тайски, но цифры нормальные, понять можно, о чем речь идет).

Раннее бронирование

Срок пребывания:
Человек:
Месяц
День
Год
 

Отослать