г. Харьков, проспект 50 лет СССР, 151 В
+38-057-715-41-27 позвоните для подробной информации

Юрий Сиваков: туризм должен стать реальным сектором экономики

Превратить туризм и спорт в высокодоходную отрасль реального сектора экономики — такую задачу поставил президент страны перед различными органами управления. Все заинтересованные министерства и ведомства в настоящее время работают над тем, чтобы эта цель была достигнута. Разрабатывается Национальная программа развития отрасли на 2006-2019 гг., готовится проект указа президента о государственной поддержке развития туризма, создан общественный совет по туризму при Министерстве спорта и туризма, где свое слово смогут сказать туроператоры.

Юрий Сиваков: туризм должен стать реальным сектором экономикиКакого результата стоит ожидать от новой политики в сфере туризма? Что раньше мешало развитию этой отрасли? Об этом рассказывает министр спорта и туризма Беларуси Юрий СИВАКОВ.

— Юрий Леонидович, насколько оправданны ожидания бума в сфере туризма?

— Туризм может и должен стать реальным сектором нашей экономики. Это подтверждает опыт всех стран, не имеющих сырьевых ресурсов, но сумевших стать развитыми за счет сферы услуг. Возьмите Швейцарию: беднейшая некогда страна Европы, в которой еще сто лет назад основным заработком мужчин было наемничество в иностранных армиях, сегодня имеет уровень жизни примерно на 30% выше, чем в среднем по Европе.

В Беларуси есть все для развития рынка услуг, в том числе туристических: уникальное природно-ландшафтное разнообразие, мягкий климат, множество исторических мест и памятников. Но самое главное — люди, гостеприимные и душевные, среди которых человек любой национальности будет чувствовать себя уютно и комфортно. Недаром в 20-е годы у нас было четыре государственных языка — столетиями белорусы мирно уживались с евреями, поляками, русскими. Теперь это может стать важным фактором развития "ностальгического" туризма, когда из Израиля к нам прилетают евреи, приграничные с Прибалтикой районы часто наведывают поклонники Великого княжества Литовского и т. д.

Общительные и не испорченные цивилизацией люди — наш главный и неисчерпаемый ресурс, который нужно "упаковать" и преподнести соответствующим образом. Турист, который хоть однажды пообщался с нашими земляками, особенно в регионах, обязательно сюда еще вернется и посоветует другому. Агро - и экологический туризм становятся важным фактором трудоустройства и заработка для самих местных жителей. Специфика их быта и национальной кухни вполне конкурентоспособна на мировом рынке туристических услуг. Если добавить к этому исключительные даже по сравнению с соседними странами возможности для развития водного туризма, то сельский туризм обещает стать одной из основных статьей дохода местных бюджетов.

Не стоит забывать и о бытовом туризме (массовый выезд/выход "на шашлыки" или просто "на природу" горожан), который просто необходимо сделать культурным во всех отношениях. Тогда наша национальная среда обитания станет привлекательной и для иностранного туриста. Но — никакой глобальности, иначе никаких средств не хватит.

— Однако незаметно, чтобы процветал не только сельский, но и автомобильный туризм:

— Проблема в том, что о нас очень мало знают. Маркетинговая программа развития туризма — в зачаточном состоянии. И не мудрено, если на рекламное продвижение этого продукта в бюджете не предусмотрено ни строчки. Сколько с этим ни бьюсь, нет элементарного понимания нигде: ни в посольствах, торгпредствах, ни на авиалиниях, железной дороге, выставках и в прочих доступных потенциальному интуристу местах — должны бесплатно предлагаться буклеты, проспекты наших туруслуг. Вот сайты министерства и Национального агентства по туризму на двух языках вроде получились неплохими, но и они пока не сумели стать общедоступным и эффективным интернет-ресурсом. Поэтому нечего удивляться, что в первый раз приехавшие в Минск финские хоккеисты навезли сюда еды, воды и думали, что мы тут с голоду умираем.

Свой вклад вносит и визовый режим, который усложнен и отбивает охоту ехать к нам в гости, особенно на фоне последних решений России и Украины по упрощению визового режима с Польшей, Прибалтикой, и т. д. Поэтому в готовящемся указе президента о некоторых мерах по развитию въездного и внутреннего режима четко прописана оптимизация визового режима и порядка пограничных переходов. Ведь если турист простоит 6-8 часов на границе, то мы его уже вряд ли увидим.

Однако если говорить о местах пребывания туристов, то многое зависит и от самих хозсубъектов. В наших гостиницах откровенная ценовая дискриминация: для граждан Беларуси одна цена, СНГ — другая, дальнего зарубежья — третья. И это при одинаковых условиях! В стране сертифицировано всего три гостиницы (в Новополоцке и Минске). Поэтому мы сейчас формируем пакет требований ко всем гостиницам без исключения. Недавно я был в центральной гостинице Мозыря — это же страх божий! Вроде стоит на таком месте — на берегу Припяти, а зайдешь в номер — в ином СИЗО гораздо лучшие условия.

Тем не менее я не согласен, что программа развития туризма на 2001-2005 гг. провалена. Она сыграла определенную роль, хотя и носила выхолощенный, декларативный характер. Теоретическая разработка зон туризма завершена, теперь нужно положить ее в соответствующее нормативно-правовое поле и заставить работать. Министерство спорта и туризма выступит межведомственным координатором.

— Сколько предполагается вложить в отрасль и сколько — получить?

— Экономические расчеты здесь вести сложно. Во-первых, требованиям и рекомендациям Всемирной туристической организации, в которую мы вступили, наша методика статистического учета сейчас совершенно не соответствует. Мы в принципе неверно производим расчет экспорта и импорта туристических услуг. Во-вторых, по подсчетам той же организации, если на сегодня среднестатистический турист оставляет за сутки в Польше 400 USD, в Литве — 600, то у нас — максимум 200. Больше чем на эту сумму мы не в состоянии предложить туристу услуг и товаров, даже если бы тот и захотел их потребить. Поэтому здесь можно исходить из того расчета, что перед нами поставлена задача к 2010 г. достичь 5-процентной доли туристических услуг от ВВП против нынешних 0,3%. При этом учтем, что расти будет и ВВП.

Нельзя недооценивать и экономическую роль спорта и спортивной инфраструктуры. По поручению президента правительство готовит проект строительства многофункционального спортивного комплекса в Минске, в котором представители 30 видов спорта смогут проводить международные соревнования самого высокого уровня. Это должно привлечь внимание международных федераций спорта, которым не нужно уже везти спортсменов куда-то в Австралию. Кроме того, комплекс послужит и развитию выставочно-ярмарочной деятельности, что особенно актуально на фоне дефицита выставочных площадей в столице Беларуси. Предполагаемая стоимость комплекса — 100 млн. USD, срок окупаемости — 5-7 лет.

Политика президента в сфере туризма потому и носит столь комплексный и цельный характер, что увязывает в единую, логически последовательную цепь все ее звенья: водный туризм, охотничьи хозяйства, оздоровление Нарочи, спортивно-оздоровительные комплексы и международную привлекательность спортивно-туристического комплекса страны. Сохраняя и развивая свой природный и человеческий потенциал комплексно, Беларусь потянет "все флаги в гости к нам". Мы будем интересны для организаторов, функционеров международных спортивных организаций, мы станем интересны для людей, "наевшихся" Багамами и Мертвым морем. Им захочется селянских белорусских драников и маринованных грибочков.

Что же касается собственно туризма, то лицензию на туроператорскую деятельность имеют сегодня около 600 юридических и физических лиц. Занимаются туризмом также и 32 государственных предприятия. Из них 11 предприятий находятся в ведении Управления делами президента, 8 — Минобразования, 3 — Минлесхоза. Остальные — в ведении нашего министерства. Это немного. Считаю, что нужно перенимать опыт Могилевской области, создающей при облисполкоме, управлениях спорта и туризма свои унитарные туристические предприятия, которые занимаются всем, от маркетинга до координации инвестиций в развитие инфраструктуры туризма. В итоге Могилевская область, как и Гомельская, уже смогла выйти на более чем 120-процентный прирост объема туристических услуг к предыдущему году.

— Что же мешало сделать это до сих пор?

— Просто чиновник зачастую предпочитает работать по принципу: не трогают — не дергайся. Целых девять месяцев я пробивал проект указа о государственной поддержке развития туризма, натыкаясь на безграмотность, отсутствие желания заниматься этим вопросом. Сейчас, когда он озвучен на уровне президента, я очень доволен. Теперь мне развязаны руки в том смысле, что могу уже сказать: хотите или нет, но вы должны и будете заниматься этим делом. Теперь нужно спланировать и обеспечить реализацию поставленной президентом задачи. Прежде всего найдем тех специалистов, кто обеспечит ее решение (сейчас в управлении туризма министерства 7 человек). Управление туризма будет координирующим органом, а спортивно-оздоровительным туризмом займется 1-й заместитель управления физической культуры. Турбизнесом, как и игорным, займется управление экономики.

Кроме того, уже создан общественный совет по туризму при министре. Вошли в него руководители общественных организаций, крупных государственных и частных туристических фирм. Все вместе мы сможем в форме дискуссий и "круглого стола", проведя мозговую атаку, систематически проводить ситуационный анализ, определяться, на какие рубежи мы вышли, что и как делать.

Беседовал Сергей ВАСИЛЬЦОВ, "Национальная экономическая газета"


Раннее бронирование

Срок пребывания:
Человек:
Месяц
День
Год
 

Отослать