г. Харьков, проспект 50 лет СССР, 151 В
+38-057-715-41-27 позвоните для подробной информации

Почему падает прибыль от приема китайцев в России

Количество приезжающих, например, в Иркутск, китайских туристов ежегодно растет - а прибыль российских турфирм, традиционно занимающихся их приемом, пропорционально падает. Почему? Нигде не зарегистрированные корейские бизнесмены принимают в Иркутске не только своих соотечественников, но и граждан третьих стран. Кстати, по этой же схеме действуют в регионе и южнокорейские турфирмы Может ли в этой ситуации что-то изменить в свою пользу иркутский турбизнес без привлечения силовых структур и налоговых органов? Попытку найти ответ на этот вопрос предпринял в своей книге «Россия в условиях глобальной китайской миграции» ведущий российский синолог (китаевед) В. Г. Гельбрас (издательство «Муравей», 2004). Материал любезно предоставлен RATA-news редактором иркутского журнала «Открытый мир – Азия» Владимиром Бережных.

Китайский туризм в России С конца 1990-х годов развернулся процесс диверсификации хозяйственной деятельности китайского землячества (в России – Владимир Бережных, далее В. Б.). Для жителей (России – В. Б.) он особенно заметен благодаря появлению китайских ресторанов. В последние годы, особенно в 2000-2002 гг., бурное развитие получил китайский туризм в Россию, приобретший принципиально новые черты и новое качество. Интервью китайцев и россиян, вовлеченных в работу китайских туристических фирм, позволили выявить следующую картину. По обе стороны границы на Дальнем Востоке на протяжении многих лет имеет место фактически свободное обращение рубля и юаня.

Поскольку многие россияне не располагают долларами, но нуждаются в китайских товарах, а китайцы, со своей стороны, по той же причине, нуждаются в рублях, на приграничных рынках сложился незаконный обмен рублей на юани. Некоторые китайские фирмы, видимо, уже давно занявшиеся скупкой рублевой массы, к 2000 году стали обладателями значительных средств. Накопленный капитал позволил им существенно «развить» туристический бизнес на основе схем «теневой» экономики. Туристические группы начали комплектоваться в большинстве случаев из работников какого-либо китайского государственного предприятия, учреждения или организации. Выяснилось, в частности, что, как правило, туристы не платят за поездку, оплата производится их организацией или предприятием. Туристические фирмы, как рассказывают (проверить не удалось), привлекли директорский корпус и руководителей организаций и учреждений к участию в своем бизнесе, выплачивая им соответствующие комиссионные.

Средства черпаются из фондов государственных предприятий, учреждений, организаций, комплектующих туристическую группу. Турпоездка в Россию одного человека на пять дней с посещением Москвы и Санкт-Петербурга обходится ее организатору от 1500 до 2000 долларов. Далее используется следующая схема. Группа следует в Россию по кратчайшему маршруту – до Владивостока, Хабаровска или Благовещенска. Билеты приобретаются за юани. Затем группа направляется по дальнейшему маршруту, билеты уже приобретаются за рубли. По маршруту следования туристическая группа везде, где возможно, передвигается на автобусах или автомашинах, принадлежащих китайским фирмам либо арендованных ими, питается в китайских ресторанах, привлекает к работе китайских гидов и т. д. Турист, желающий что-либо приобрести в России, обязан обменять юани или доллары на рубли только у руководителя группы.

Руководители группы обманывают туристов везде и на всем. В России сложилась специфическая сеть магазинов, получивших название «процентных». Туристов, желающих приобрести какие-либо товары (это, как правило, ювелирные изделия, оптика), привозят в магазины, установившие 10-15% скидку для покупок группы. Эта скидка поступает руководителю группы, который по завершении тура должен сдать фирме до 300 долларов с каждого человека. Такова практика. Туристические фирмы стремятся свести к минимуму расходы, связанные с использованием услуг российских фирм. Китайский туристический бизнес приобрел значительные масштабы. Если допустить, что за каждого туриста китайские предприятия, учреждения, организации заплатили турфирмам только по $1500, то без учета всех остальных доходов они заработали в 2001 г. не менее $350 млн. Таковы масштабы чистого ущерба государственного сектора Китая под воздействием туристического бизнеса.


Раннее бронирование

Срок пребывания:
Человек:
Месяц
День
Год
 

Отослать